Статский советник: на главную… 

Пресса

Стать. Талант. Чудо

Пять баллов из пяти, как сухой итог и конечный вердикт фильму «Статский советник» — это не очередной аванс современному российскому кино. Это результат честной и довольно убедительной победы как студии «Тритэ», так и третьей художественной экранизации одноимённого романа Бориса Акунина над скучной кино-действительностью начала 21 века.

  • первой экранизацией был затхлый «Азазель», второй глянцевый «Турецкий гамбит». Они в основном одерживали победу над зрительскими кошельками. Первый от рекламы в трансляции по ТВ, второй — от показа в кинотеатре.

Для тех кто следит за кинематографичным воплощением фантазий Б Акунина о смышлённом Фандорине без труда отметит, что после турецких событий проходит 14 лет, за которыми стоят обретённый опыт и наконец устойчивая жизненная позиция. На этот раз — она бескомпромисна, где-то цинична и в конце концов обоятельна, поскольку обладает ею не мальчик сербский волонтёр Бероев, а чиновник особых п-по-ручений при его сиятельстве м-московском генерал-губернаторе в лице блистательного актёра Олега Меньшикова.

  • «…импозантная, можно даже сказать, эффектная внешность. Молодой человек был высок строен, широкоплеч, на мир смотрел ясными голубыми глазами, ему необычайно шли тонкие подкрученные усики…», — как описывает Фандорина сам писатель.

Впрочем, фильм — не Меньшиковский бенефис, а, пожалуй, тот случай, когда все актёры «в ударе». Отдают долг кино-искусству, которое в российских условиях всё-таки выживает.

Фильм начинается с жёсткого удара и заканчивается оглушительным взрывом. Между этими яркими событиями, не уступая по скорости и напряжению им — развивается детективая история, межличностное противостояние, любовная мука и думы о российском государстве.

  • По иронии судьбы, гул и пар паровоза врезающегося в слух и глаза зрителя на первых минутах напоминает о начале «Сибирского цирюльника», а встреча Фандорина и Пожарского — встречу нквд-шника Мити и комдива Котова из «Утомлённых солнцем».

В манере картины, как и пологается творению статному (без аллегорий) и солидному, чувствующему себя под покровительством «корифеев» российского кино, в этой манере всё просчитано до мелочей, как в лучшей бакаленой лавке, заботящейся о своей репутации.

  • В отличии от амбициозного «Гамбита». Поставив эти произведения рядом — «Статский Советник» будет выглядеть благородным и воспитанным Доном, когда как «Турецкий гамбит» будет кривляться и всячески обращать на себя внимание.

Освободившись от пут что либо кому доказывать режиссёр Филипп Янковский и муза, то есть художественный руководитель экранизации Никита Михалков, со свойственным им достоинством, снимают кино по традиционной (классической) рецептуре повествования, деликатно брезгуя спецэффектами, а точнее зная им место в кинематографе.

  • Если, конечно, взрывы считать спецэффектом современного кино.

И вот перед нами отлично выстроенный сюжет с 4 минимум 4-мя психологическими линиями зависимости от развития детективной истории, простота описаний мыслей Фандорина, за которой и скрывается та самая гениальность.

  • достаточно вспомнить этот приём у Файзиева, чтобы почувствовать разницу.

И, наконец, великолепный простор для раскрытия актёрами характеров героев, не оттягощённый переигрыванием, какими-то «звёздными» статусами и прочей максималистской шелухой, который иначе как пиршество для глаз и ума зрителя восприниматься не может.

  • А сказать более и не обязан.

Найдутся, пожалуй, и такие, которым картина покажется чрезмерно эстетской, Фандорин слишком Меньшиковским, а сама история более Михалковская, нежели Акунинская. Что ж, приводя возможные формулировки недалёких людей я лишь стараюсь оградить зрителя от этих нелепых мнений, рекомендуя не искать в горящем котле холодного места, наслаждаясь искусным видением съёмочной группы акунинских романов. Видением, в котором более отчётливо проглядывается сквозь 1891-ый год — 2005-ый с «кувшинными рылами» и другими цитатами, которые уже с 22 апреля будут звучать из уст зрителя крылатыми фразами, а фандоринское заикание в последствии повседневной жизни будет казаться признаком глубокомыслящего человека.

Великая сила искусства, так ненавязчиво вмешивающаяся в жизнь простых обывателей и делающая из них — соучастников произведения. Как в старом, добром советском кино…То есть как это всегда и бывает у лучших его художников.

  • и то, чего так и не добился Акунин — писатель.

Игорь Долгачёв
17 апреля 2005 г.

Источник: www.kinomaniac.ru

Rambler's Top100

© 2005 Студия «ТРИТЭ». Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено. При согласованном использовании материалов сайта необходима ссылка на ресурс.
Создание сайта — Элкос.

СДД

СДД… Разгадать эту загадку удалось только Фандорину. Хочешь узнать и ты? Ответ найдешь в кино.