Статский советник: на главную… 

Пресса

Никита Михалков: «Если бы я захотел стать министром культуры, неужели не стал бы?»

В широкий прокат вышел фильм Филиппа Янковского «Статский советник» по одноименному роману Бориса Акунина. Продюсером картины стал Никита Михалков, он же сыграл в «Советнике» одну из главных ролей. С Никитой Михалковым побеседовала корреспондент «Известий» Анна Федина.

известия: Изначально экранизировать «Статского советника» должны были вы. Насколько фильм Янковского отличается от того, что вы когда-то задумывали?

Никита Михалков: Сравнивать нет смысла, потому что мой замысел и окончательный вариант фильма — две разные вещи. В конце концов я полностью сконцентрировался на роли Пожарского — такой ртутной, с широкой амплитудой, и тут уже реализовал все свои идеи.

известия: Но какие-то ваши задумки все-таки вошли в фильм Янковского-младшего. Измененный финал, например.

Михалков: Сценарий «Статского советника» Акунин писал, когда режиссером еще должен был быть я, поэтому Филиппу достался уже переработанный нами текст. А что касается финала, то я попросил его изменить, потому что считаю: у художника могут быть любые отношения с властью, но офицер, который приносил присягу, не может себе позволить обидеться и уйти, бросив людей, которым, кроме как на него, не на кого больше положиться.

известия: Вы отказались снимать этот фильм из-за нехватки времени. От многих предложений приходится отказываться?

Михалков: Скорее, я отказываюсь от удовольствий, нежели от работы. Сейчас подряд выйдут три фильма с моим участием: «Статский советник», «Жмурки» и «Персона нон грата». Еще я тешу себя надеждой поставить мюзикл по «Рабе любви». Эдуард Артемьев уже написал музыку, а либретто и стихи — Юрия Ряшенцева.

известия: Не возникает желания бросить всю общественную деятельность и заняться только кинематографом?

Михалков: О, это желание давнее и стабильное. Я бы с удовольствием все это бросил, но, помня рассказ Пантелеева «Честное слово», не могу не довести доверенное мне дело до конца. Как только будет создан механизм, обеспечивающий нормальное существование Союза кинематографистов, я немедленно покину пост председателя.

известия: А Фонд культуры, который тоже вы возглавляете?

Михалков: Отсюда уходить я бы не стал, потому что административной работы здесь мало, интересной — много, а склок, которые в Союзе кинематографистов устраивает маленькая, но громкоголосая группа, и вовсе нет.

известия: Возвращаясь к «Статскому советнику», вы не боитесь, что вас будут сравнивать с вашим героем, который, убирая чиновников руками террористов, считает себя благодетелем Отечества, а на деле оказывается просто карьеристом.

Михалков: Во-первых, Пожарский, по-моему, не карьерист. Он действительно верит в то, что говорит, но беда в том, что энергию свою и талант он пустил по тупиковому пути. И методы, которыми он оперирует, чудовищны. Но если все же внимательно послушать, что он говорит, что его волнует и о чем он предупреждает, то возникает довольно ясная и, я бы сказал, «провидческая» картина будущего России. Прошло совсем немного времени, и все, о чем Пожарский говорил, сбылось в 1917 году.

известия: И все же, вы не боитесь отождествления лично вас, как председателя правления Союза кинематографистов РФ, с вашим героем?

Михалков: Это уже все фольклор какой-то. Мне это напоминает те времена, когда на учетной актерской карточке Каюрова жирным синим карандашом было написано «В отрицательных ролях не снимать». И это только потому, что он сыграл Ленина. А если образ Пожарского проецировать на мою деятельность в Союзе кинематографистов и задаваться вопросом: «А не из корыстных ли целей Михалков сидит на этом месте?» — то хотелось бы знать, а в чем же может быть эта корысть? У Союза что, есть деньги или собственность, которые я мог бы себе присвоить? Что, мне эта работа славы добавляет? Но я же не из Караганды Москву покорять приехал. У меня есть имя, и если бы не оно, половины того, что про меня пишут, хватило бы, чтобы меня размазать. А вот ведь, пишут — и ничего мне не делается, потому что чушь это все и ложь. Государственная карьера мне нужна? Сколько Дума у нас существует? 10 лет? Так неужели вы думаете, что я бы все эти годы в Думе не просидел, если бы захотел? Не захотел. Или министром культуры не стал бы? Опять же не захотел. Я никуда не рвусь. Меня абсолютно устраивает мое место, потому что я могу говорить то, что думаю, причем на любом уровне, и делаю то, что считаю важным.

известия: А «Золотой орел»?

Михалков: Я всего лишь выполняю волю съезда Союза кинематографистов, который принял единогласное решение о создании Российской академии киноискусств. Заметьте, я в киноакадемии даже не вице-президент. Так что, кроме головной боли, приносят мне все эти должности? Повторяю, как только появится достойная кандидатура, я все отдам. Вот только скажите на милость, по чьему еще зову в Москву приедет Мерил Стрип или Фрэнсис Форд Коппола?

известия: «Статский советник» — второй фильм, где вы с Олегом Меньшиковым играете противников. На подходе «Утомленное солнце-2». Экранные противоречия ваших героев никогда не всплывают в реальной жизни?

Михалков: Мы с Олегом очень любим друг друга, поэтому нам легко играть вместе. Мы с ним просто заранее сговариваемся, как на экране будем друг с другом бороться.

известия: Снимать «Статского советника» вы доверили Филиппу Янковскому. С кем еще из молодых режиссеров вы согласились бы работать?

Михалков: С Месхиевым, Тодоровским, Прошкиным-младшим… с Прыгуновым.

известия: «Статский советник» сможет соперничать в прокате с «Турецким гамбитом»?

Михалков: Конечно, нет. У нас нет рекламных ресурсов «Первого канала». Хотя я думаю, что с учетом жанра картины и нынешней ситуации в российском кино мы займем приличное место в бокс-офисе.

известия: В фильме почти нет спецэффектов. Это был осознанный шаг?

Михалков: Безусловно. Есть фильмы, которые в силу разных причин вынуждены прикрываться спецэффектами, и ужасно жаль, если эти спецэффекты сделаны плохо. Снимать спецэффекты ради спецэффектов, по-моему, признак дурного вкуса. Я надеюсь, что отсутствие на экране головы, которая вращается на 360 градусов, не помешает зрителю «Статского советника» следить за происходящим и сопереживать героям.

известия: В «Персоне нон грата» вы снимаетесь у Кшиштофа Занусси. Как вам с ним работается?

Михалков: Он очень интеллигентный и мягкий человек, но всегда добивается того, чего хочет. Поразительно, но даже если съемка начинается в 5 утра, он приходит на площадку в галстуке. Меня это ужасно умиляло.

Анна Федина
22 апреля 2005 г.

Источник: Известия.ру

Rambler's Top100

© 2005 Студия «ТРИТЭ». Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено. При согласованном использовании материалов сайта необходима ссылка на ресурс.
Создание сайта — Элкос.

СДД

СДД… Разгадать эту загадку удалось только Фандорину. Хочешь узнать и ты? Ответ найдешь в кино.