Пресса
Статский советник
В России производство качественных блокбастеров, похоже, стало на поток. Вслед за «Турецким гамбитом», собравшим 20 миллионов долларов в российском прокате, «Статский советник» уверенно шагает по экранам страны.
Отечественное кино, без сомнения, вышло на новый уровень. У нас, наконец-то, научились снимать почти идеальные фильмы. Доказательство тому ищите в ближайшем кинотеатре. Там, наверняка, идёт «Статский советник» — фильм великолепный во всех отношениях, который стоит посмотреть. И вот почему.
Авторство Бориса Акунина не оставляет сомнений, что сюжет будет крайне интересным и закрученным. По мнению большинства читателей, именно третья книга этого автора наиболее интересна. Она настолько насыщена событиями, что их, практически, не представляется возможным в полном объёме уложить в хронометраж кинофильма. Создателям «Статского советника» удалось взять всё самое увлекательное и сделать фильм настолько динамичным, что не всегда зрительская мысль успевает за действием. Это не просто детектив, это политический экшен, где злодеи, зачастую симпатичнее героев, а спасители Отечества более похожи на предателей.
Состав актёров здесь не уступает, а даже превосходит своего «турецкого» собрата. Над двумя акунинскими фильмами работали представители отечественного бомонда из разных «киношных тусовок», а потому хотя подходы у них разные, профессионалы высокого уровня и те и другие. Роль Эраста Фандорина — нового супер-героя отечественного кинематографа, Джеймса Бонда XIX века, статского советника его величества императора — была поручена Олегу Меньшикову. Новый Фандорин (как он декларировался в рекламе — «настоящий») оказался не очень похожим на героя Бероева из «Турецкого гамбита». Флегматичный, молчаливый и мало рельефный персонаж, то ли специально был сделан наиболее близко к книжному оригиналу, то ли просто его затмил мощный артистический порыв героя №2 — князя Глеба Пожарского, с блеском исполненного Никитой Михалковым. Ради него одного уже стоит посмотреть «Статского советника». Мощное актерское обаяние, энергетика и азарт, горящие глаза, шевелящиеся усы — всё это безумно радует зрителя и не даёт оторваться от созерцания происходящего на экране, даже в те моменты, когда нет действия, а происходят длительные монологи и диалоги. За сиянием двух главных ролей не потерялись и остальные звёзды этой картины. Константин Хабенский — террорист-герой, без страха и упрёка, уверенный, суровый и совсем не похожий на бесшабашного убийцу вампиров из «Ночного дозора». Владимир Машков — авторитетный налётчик, вор-профессионал, роль не очень важная для сценария картины, но весьма живописная. Олег Табаков — воистину патриарх российского кинематографа — московский генерал-губернатор, важный, статный человек, которому нельзя не поверить. Федор Бондарчук — очень ярко сыграл свою роль одноглазого начальника Губернского жандармского управления — эмоциональный, нервный и бездарный вояка. Все три женские роли великолепны, антагонистичны и колоритны. Это и графиня-террористка Оксаны Фандера, и любовница Фандорина Эмилии Спивак, и сутенёрша Марии Мироновой.
Смысловое наполнение фильма чрезвычайно актуально для нашего времени и позволяет по-новому взглянуть на историю страны рубежа веков. В событиях конца века девятнадцатого, мы видим отражение современной жизни, начала века двадцать первого. Никита Михалков в своём интервью сказал: «Если домыслить, додумать судьбу Пожарского и предположить, что он остался жив, я думаю, революции в 1917 году могло бы и не случиться. Для меня очень важно, чтобы люди, посмотрев этот фильм, задумались о чем-то, что волнует нас всех сегодня.»
Денис Викторсон
26 апреля 2005 г.
Источник: rostov.ru