Статский советник: на главную… 

Пресса

Звездный советник

С 21 апреля в российский прокат выходит новый фильм о похождениях Эраста Петровича Фандорина «Статский советник». Это уже третья по счету после «Азазеля» и «Турецкого гамбита» попытка перевести литературный язык романов Бориса Акунина на кинематографический. И ее уже называют самой лучшей. Рекламные растяжки гласят, что «игры закончились» (судя по всему, имеются в виду все-таки шахматы из «Турецкого гамбита») и к нам пришел «новый Фандорин». И хотя сравнение с телесериалом Александра Адабашьяна и блокбастером Джаника Файзиева неизбежно, оно лишено абсолютно всякого смысла. Успех «Статскому советнику» и начинающему режиссеру Филиппу Янковскому обеспечил не столько достойный бюджет и громкая пиар-кампания (этим сейчас никого не удивишь), сколько одно только присутствие на съемочной площадке Никиты Сергеевича Михалкова…

Порой складывалось крамольное ощущение, что даже Олег Меньшиков, исполнитель главной роли Эраста Фандорина (на которого в первую очередь делалась вся ставка, прежде всего самим Акуниным, который не раз говорил, что именно таким, как Меньшиков, он представляет себе Фандорина), оттесняется на второй план могучей харизмой мэтра отечественного кинематографа.

— Я как застоявшаяся охотничья собака, которая семенит ножками, когда видит, как хозяин снимает поводок для прогулки, — признался Никита Сергеевич на пресс-конференции после показа в кинотеатре «Колизей». — Я очень долго не снимался, поэтому с удовольствием взялся за эту работу.

И правда, Михалков показал все свои фирменные актерские приемчики: лихо клацал языком, азартно отбивал чечетку и, как может только он один, лукаво улыбался. Вообще, князь Пожарский в исполнении Михалкова — чертовски обаятельный! Абсолютно естественный, отличный импровизатор, он показал настоящий класс актерской игры. (Той, по которой отчаянно ностальгируешь, наблюдая за потугами сериальных звезд.) Меньшиков — сухопарый, бледный, с заострившимися чертами лица, с тонкими усиками, — напротив, сдержан и немногословен. Но это была уже чисто «меньшиковская изюминка» — ему достаточно просто быть: неважно даже, что он делает, просто ли крутится в задумчивости на круглой табуретке или внимательно изучает карточную колоду в поисках предателя родины. Человек-загадка, одним словом, за что и любим.

Два артиста-антипода, они создали идеальный тандем в «Статском советнике». И наверняка он мог бы претендовать на что-то большее, если бы режиссура Филиппа Янковского не была столь невыразительна. Но его неопытность объяснима — это второй полнометражный фильм Янковского. До этого была картина «В движении» с Константином Хабенским в главной роли и более ста рекламных роликов и видеоклипов, на которых сейчас модно набивать руку молодым режиссерам: все последние нашумевшие фильмы, начиная с «Ночного дозора», сняты именно специалистами этого профиля. Но тем не менее за всей безусловной добротностью фильма, пусть и не претендующего на «новое слово в режиссуре», чувствуется рука настоящего мастера. По крайней мере, не зря в титрах Никита Михалков значится не только как генеральный продюсер, но и как художественный руководитель «Статского советника» (стоит вспомнить, что в свое время экранизировать акунинский роман собирался именно Никита Сергеевич, но потом из-за большой занятости отказался от этой работы). Филиппу Янковскому стоит только по-хорошему позавидовать тому, что он имеет такого покровителя. И, судя по всему, не только в профессии. (Маленькая деталь. На пресс-конференции главным «ответчиком» был Михалков, и не столько по статусу, сколько потому, что режиссер-постановщик «Статского советника» то ли не мог, а то ли не хотел толком ответить на смысловые вопросы, например «о противодействии в фильме двух поколений: молодых террористов-революционеров и матерых пожилых контрразведчиков»…)

А смысл в картине, слава Богу, есть. Авторам удалось отвлечься от заманчивой вязи акунинской беллетристики, которая уже погубила экранизацию «Азазеля», и рассказать о терроризме конца XIX века так, что после просмотра в памяти надолго остается и облитое серной кислотой лицо инженера-провокатора, на квартире которого собираются «представители прогрессивного человечества», и сухие, запекшиеся от крови губы графини-революционерки Иглы (одна из лучших ролей Оксаны Фандеры), страшно и одновременно жалко улыбающейся в конце фильма…. Природу терроризма, его безжалостность и бессмысленность воплотил в себе главный злодей по прозвищу Грин (в исполнении Константина Хабенского), возглавляющий небольшую, но профессиональную группу налетчиков-бомбистов «Б. Г.» («Боевая группа»).

— Моего героя немного «перечеловечили», — говорит Константин Хабенский. — Я считаю, это было лишним.

Но эта человечность убийцы, не останавливающего ни перед чем ради эфемерной идеи, а она так и не была озвучена в полный голос, тем более страшна, когда выясняется, что главным кукловодом является не кто иной, как сам князь Пожарский. Под видом тайного доброжелателя он подбрасывает террористам письма-записочки, в которых информирует обо всех перемещениях филеров. Подписывается как СДД. Только в финале становится понятна загадка этой аббревиатуры – «сожрите друг друга». Пожарский уникален для XIX века — он считает, что бороться с врагами нужно их же методами. И здесь не до нравственных антимоний. «Судьба России — это моя судьба. Или наоборот», — серьезно шутит он. Фандорин, для которого «зло, маскирующееся под добро», неприемлемо, молча ему возражает. (Кстати, монологи Пожарского, обращенные к Фандорину, занимают чистого экранного времени 125 минут. Для поклонников «Турецкого гамбита» это будет своего рода разочарование.) Эраст Петрович в конце концов просто отходит в сторону и наблюдает за трагической развязкой уже фактически в чине московского обер-полицмейстера, на который со скрипом, но согласился, допустив один-единственный, но такой важный компромисс. А действие фильма разворачивается в 1891 году. Авторы специально подчеркивают этот момент, говоря, что в этом году в Москве действительно сменился генерал-губернатор. А вслед за ним и обер-полицмейстер. Кадровые перестановки должны были положить конец террористическим группам, навести особый порядок в Первопрестольной. Но этого не произошло.

— Если домыслить, додумать судьбу Пожарского и предположить, что он остался жив, я думаю, революции в 1917 году могло бы и не случиться, — рассуждает Никита Михалков. — Для меня очень важно, чтобы люди, посмотрев этот фильм, задумались о чем-то, что волнует нас всех сегодня.

…Скоро Первый канал покажет расширенную и более углубленную версию «Статского советника» — обещают четыре серии.

Ирина Обрезаненко

Источник: Фонтанка.ру

Rambler's Top100

© 2005 Студия «ТРИТЭ». Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено. При согласованном использовании материалов сайта необходима ссылка на ресурс.
Создание сайта — Элкос.

СДД

СДД… Разгадать эту загадку удалось только Фандорину. Хочешь узнать и ты? Ответ найдешь в кино.